четверг, 8 декабря 2016 г.

Научно-исследовательский флот России.

Современное состояние и перспективы развития


Обзор по материалам интернет.

В обзоре рассматривается современное состояние научно-исследовательского флота Российской Федерации, приводятся оценки количества судов различного назначения и водоизмещения. Даётся оценка возраста исследовательских судов, описывается структура постройки действующего флота по странам-производителям. Описываются планы по обновлению состава флота, содержащиеся в государственных документах стратегического планирования. Приведены характеристики новых судостроительных проектов гражданских судов и вспомогательных судов ВМФ. Описываются некоторые направления в проектировании исследовательских судов в России и за рубежом.
Все оценки в обзоре сделаны на основе базы данных, сформированной по материалам открытых источников.

Постановка задачи

Углублённое изучение Мирового Океана (МО), усовершенствование работы морского транспорта, расширенное и безопасное использование в экономике минеральных, биологических и энергетических ресурсов моря – таковы задачи, которые стоят в 21 веке перед мировым сообществом наряду с другими задачами развития цивилизации.

Говоря о практической деятельности экономически развитых стран в акватории МО, нельзя также забывать о военно-морской деятельности, строительстве крупных объектов морской инфраструктуры, таких как порты, трубопроводы, мосты. И об использовании прибрежных акваторий морей для рекреационных и туристических целей. Кроме того, морские научные исследования играют решающую роль в обеспечении изучения и прогнозирования изменений погоды и климата – проблемы, особенно остро вставшей в последние годы.

Для такой для крупной морской державы как Российская Федерация, чрезвычайно важны как все перечисленные направления деятельности, так и ряд других, тесно с ними связанных. Основные цели национальной морской политики России в современных условиях сформулированы в ряде программных документов, некоторые положения которых изложены далее.

Выполнение абсолютного большинства видов морских научных исследований невозможно без использования флота научно-исследовательских судов (НИС). Таким образом, представляются актуальными оценка текущего состояния российского флота НИС и его последующего количественного и качественного развития. Провести такую оценку позволяют материалы, публикуемые в интернет. В качестве основы для анализа на основе этих публикаций была подготовлена база основных сведений о действующих научно-исследовательских судах, эксплуатируемых различными ведомствами Российской Федерации при решении стоящих перед ними профессиональных задач. А также о строящихся и проектируемых НИС.

Краткая характеристика использованных источников

В качестве источников материалов при подготовке настоящего обзора использовались открытые публикации следующих групп ресурсов интернет:
- публикаторы новостей по судостроительной военно-морской тематике;
- публикаторы сведений о технических характеристиках исследовательских судов;
- сайт Единой государственной системы информации об обстановке в Мировом Океане (ЕСИМО);
- сайты учреждений Российской академии наук и Федерального агентства научных организаций;
- сайты институтов Росгидромет;
- сайты морских проектно-конструкторских бюро;
- сайты судостроительных предприятий;
- публикаторы открытой информации по составу ВМФ.

Такое разнообразие источников интернет само по себе уже свидетельствует о разнообразии направлений деятельности, развёрнутой в России по изучению природы и освоению ресурсов МО.

Исторический очерк русской океанографии и специального судостроения

История морских научных исследований началась в России с камчатских экспедиций В. Беринга 20-30-х годов и арктических походов семи отдельных отрядов Великой Северной экспедиции в 30-40-х годах 18 века. Второе плавание Беринга к Камчатке было выполнено на небольших двухмачтовых парусных пакетботах водоизмещением не более 400 тонн.

Для России и для европейских стран 19 век стал периодом крупнейших географических исследований и открытий как на суше, так и на море. В 1803-1806 годах была предпринята первая русская кругосветная экспедиция. Плавание осуществлялось на построенных в Англии шлюпах "Надежда" (водоизмещение 450 тонн) и "Нева" (водоизмещение 370 тонн), командовали которыми И. Ф. Крузенштерн (начальник экспедиции) и И. Ф. Лисянский соответственно.

Результатом другой русской кругосветки 1819-1821 годов стало одно из величайших в истории географических открытий. Два шлюпа – "Мирный" (водоизмещение 530 тонн) под командованием М. Лазарева и "Восток" (водоизмещение 985 тонн), которым командовал руководитель экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузен, впервые достигли берегов Антарктиды. Оба шлюпа были построены на российских верфях в окрестностях Санкт-Петербурга.

Среди выдающихся учёных и путешественников можно упомянуть имена таких русских моряков как исследователь Тихого океана О. Е. Коцебу и Ф. П. Литке, много сделавший для изучения Арктики. Их плавания выполнялись на небольших военных кораблях российской постройки – шлюпах и бригах – водоизмещение которых не превышало, как правило, 800 тонн.

Но самым известным русским научным кораблём дореволюционного времени стал построенный в 1886 году в Санкт-Петербурге паровой корвет "Витязь" (водоизмещение 3508 тонн). Под командованием С. О. Макарова этот корабль выполнил огромный объём исследований в Тихом океане. В знак признания его заслуг перед наукой о море название "Витязь" нанесено в ряду десяти известнейших в истории научно-экспедиционных судов на фронтон Международного океанографического музея в Монако.

Пожалуй, крупнейшей русской морской экспедицией начала 20 века стало плавание ледокольных пароходов "Таймыр" и "Вайгач" по трассе Северного морского пути. Оба судна имели водоизмещение по 1359 тонн. Они были построены в Санкт-Петербурге в 1909 году и продолжали использоваться уже в советское время. Если "Вайгач" потерпел аварию в 1918 году и позднее был списан, то "Таймыр" в 1938 году принимал участие в эвакуации полярной дрейфующей станции СП-1, а списан был только лишь в 1950 году.

Необходимость защиты экономических интересов Советской России и обеспечение её реального суверенитета над арктическими морями и островами привело к созданию в 1921 году Плавучего морского института (Плавморнин). Базовым исследовательским судном института стала зверобойная шхуна "Персей" в 550 тонн водоизмещения, перестроенная в Архангельске для выполнения исследовательских задач. В 1920-1930-х годах экспедициями на борту "Персея" была выполнена большая научная работа по изучению гидрологии и морской биологии арктических морей. В 1941 году шхуна была потоплена во время налёта фашистской авиации.

Послевоенный период, 50-70е годы 20 века, стали в СССР периодом активного развития всех направлений морской науки. В стране был создан крупнейший флот научно-исследовательских судов. По оценкам группы авторов из ФГУП "Крыловский государственный научный центр" и крупных институтов морской геологии к моменту распада СССР научный флот страны включал около одной трети всего мирового количества исследовательских судов водоизмещением от 250 тонн и более – всего около 400 единиц. Эти суда строились и на отечественных судостроительных заводах, и на верфях Финляндии, ГДР и Польши. Хотя после распада Советского Союза России отошло более 300 судов из общей численности научного флота СССР, из-за системного социально-экономического кризиса в постсоветский период количество НИС резко уменьшилось. Нехватка средств привела к тому что суда не содержались должным образом, не ремонтировались, не оснащались новым оборудованием. Российский научный флот старел, суда списывались, разделывались на металл или использовались не по назначению. Например, НИС "Академик Шулейкин" оказался в собственности некой сомнительной фирмы под названием "Полярная экспедиция" и использовался в качестве судна для туристических круизов. В аналогичном положении оказались и другие НИС. Кризисное состояние научного флота России тем более заметно при сравнении с состоянием иностранных флотов и интенсивным развитием методов исследований МО и технического оснащения НИС.

По имеющимся оценкам Крыловского государственного научного центра в настоящее время всего в мире насчитывается около 1000 НИС с водоизмещением от 250 тонн. Из них более 170 единиц принадлежит США, около 100 единиц имеет Япония. У таких экономически развитых стран как Великобритания, Германия, Франция, Канада и Китай, счёт национальных НИС идёт на десятки. 

Но дело не только в количестве НИС и таких показателях как водоизмещение, мореходность или автономность. Ценность исследовательского судна определяется в первую очередь способностью выполнять разнообразные исследования природы МО на уровне современных требований. То есть насыщенностью судна-платформы научными приборами, компьютерными средствами обработки данных, техникой для подводных исследований и так далее.



Ведомства и организации РФ, осуществляющие морские исследования

Российская академия наук (РАН) (http://www.ras.ru)

Академические институты занимаются комплексным изучением фундаментальных вопросов природы МО, атмосферы Земли, биологии моря, экологии и морской геологии. Крупнейший из них это Институт океанологии РАН им. П. П. Ширшова (http://www.ocean.ru). Отделения и филиалы ИОАН находятся в Геленджике, Калининграде, Санкт-Петербурге, Архангельск и Астрахани. На Чёрном море работает также Морской гидрофизический институт РАН, расположенный в Севастополе. Кроме морских институтов в составе РАН имеются организации, изучающие внутренние водные объекты, в том числе животный и растительный мир водоёмов суши. Для своих работ они, как и морские институт, нуждаются в исследовательских судах.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) (http://www.meteorf.ru)

Основной задачей Росгидромета является мониторинг состояния природной среды – атмосферы и гидросферы – для обеспечения успешного прогнозирования изменений погоды и климата. Служба обеспечивает данными и прогнозами органы государственного управления и экономические структуры, в первую очередь в таких отраслях, как транспорт, сельское хозяйство, строительство. Свою деятельность Росгидромет осуществляет через территориальные органы, в том числе такие, которые занимаются мониторингом состояния и изучением режима моя и вод суши (озёр и рек). Также в состав службы входит ряд научно-исследовательских институтов, таких как Государственный океанографический институт (ГОИН) (http://www.oceanography.ru), Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) (http://www.aari.ru) и многие другие. Организационно Росгидромет является частью Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (http://www.mnr.gov.ru).

Агентство Росрыболовство при Министерстве сельского хозяйства (http://www.fish.gov.ru).

Согласно Положению об агентстве Росрыболовство организует комплексное изучение водных биологических ресурсов в целях сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания. В составе этого агентства действует система бассейновых исследовательских учреждений – НИРО и НИОРХ (http://www.niorh.ru).

Управление навигации и океанографии (УНиО) и Главное управление глубоководных исследований (ГУГИ) ВМФ РФ.

Задачей этих подразделений вспомогательных сил флота является как поддержание навигационной безопасности общего мореплавания, так и океанографическое и навигационно-гидрографическое обеспечение деятельности ВМФ.

Компании и организации, специализирующиеся на добыче полезных ископаемых на шельфе.

Важной тенденцией в добыче полезных ископаемых, в первую очередь углеводородного сырья, являются разведка и разработка морских месторождений. Хотя при текущей экономической конъюнктуре рентабельность морских сырьевых проектов недостаточна и активная разработка шельфовых месторождений, особенно арктических откладывается. 

Для поиска и оценки сырьевых запасов на шельфах морей и океанов необходимы систематические геофизические съёмки и другие морские геологические исследования, выполняемые с борта специализированных судов.

Действующий научно-исследовательский флот РФ

Характеристика научно-исследовательского флота России выполнена по состоянию на сентябрь 2016 года на основе базы данных по российским НИС. Сама база была сформирована, опираясь на сведения из открытых источников, то есть из общедоступных интернет-ресурсов. В структуру базы включены следующие основные поля:

1. Название и тип судна

2. Шифр проекта, по которому строилось судно

3. Судостроитель (страна, верфь)

4. Ведомство и организация-судовладелец (заказчик постройки судна)

5. Год сдачи судна в эксплуатацию

6. Водоизмещение, тонн

7. Текущее состояние судна (проектируется, заложено на стапель, строится, спущено на воду, испытывается, используется, выведено из эксплуатации или списано)

8. Назначение (направление использования) судна

9. Ссылки на интернет-ресурсы, ставшие источниками сведений о судне

При анализе главное внимание уделялось тем типам исследовательских судов, которые эксплуатируются в настоящее время. Учёт в базе таких видов состояния судна как "выведено из эксплуатации" и "списано" был обусловлен тем, что в некоторых интернет-ресурсах, например, в "Википедия" или в некоторых блогах, в общих списках ведомственной принадлежности судов указываются и такие НИС, которые в действительности уже не эксплуатируются.

Известная сложность при формировании базы заключалась в том, что в интернет-источниках в качестве принадлежащих научным или научно-практическим организациям формально указываются также суда, не являющиеся собственно научно-исследовательскими. Поэтому первоначальная задача обработки базы состояла в том, чтобы в ряду всех используемых судов по возможности выделить такие, которые непосредственно выполняют морские научные работы или исследования внутренних акваторий. И отделить их от судов, предназначенных для решения вспомогательных или обеспечивающих задач. При этом всё же надо учитывать, что, например, вспомогательные суда территориальных подразделений Росгидромет или других научных организаций в зависимости от ситуации могут привлекаться к выполнению конкретных исследовательских программ. Так же, как и морские научно-экспедиционные суда.

Отдельным вопросом стало выделение из состава вспомогательных сил ВМФ РФ судов, которые проводят научные морские исследования в интересах обеспечения военно-морской деятельности. При этом было решено исключить из дальнейшего рассмотрения чисто гидрографические суда и катера, отделив их от судов, которые по флотской терминологии называются океанографическими исследовательскими судами (ОИС). А также от отдельных видов так называемых опытовых судов, которые также могут применяться для решения океанографические задачи.

НИС, которые занимаются изучением внутренних водных объектов – озёр и рек – отделялись от морских судов по признаку территориальной принадлежности организации-судовладельца или эксплуатанта. Или по признаку научной специализации владельца данного судна. То есть если суда Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН считались морскими НИС (океанографическими), то суда Лимнологического института Сибирского отделения РАН – предназначенными для исследования внутренних водных объектов.

Наиболее важными полями сформированной базы научно-исследовательских судов являются те, в которых указывается страна и предприятие-судостроитель, владелец НИС, год сдачи судна в эксплуатацию и его водоизмещение. При этом маломерные суда (катера, боты, яхты) в базе либо не учитывались, либо размещались с признаком "вспомогательные" в поле "назначение". 

С учётом перечисленных критериев отбора в базу были включены сведения о 171 используемых в настоящее время российских исследовательских судах всех типов. В это количество включены три обитаемых подводных аппарата (исследовательских мини-подлодок) и одно опытовое судно ВМФ, предназначенное, помимо прочего, и для проведения научно-исследовательских и океанографических работ. Количество находящихся в эксплуатации российских НИС различного назначения охарактеризовано в следующей таблице.

Табл. 1
Основные типы действующих научно-исследовательских судов РФ
по состоянию на сентябрь 2016 года

Назначение судна или платформы
Количество (ед.)
Океанографические исследования
43
Исследование вод суши
41
Геологические и геофизические исследования
41
НИС рыбной отрасли
32
Гидробиологические исследования
5
Обитаемые подводные аппараты
3
Учебно-исследовательская деятельность
2
Океанографическое исследовательское судно ВМФ
2
Опытовое судно ВМФ
1
Судно космической связи и управления
1

Отражённое в таблице назначение НИС определялось с учётом отраслевой и ведомственной принадлежности судов. При этом океанографическими считались морские суда, принадлежащие в основном РАН и Росгидромет. 

Научно-исследовательский флот Российской Федерации в настоящее время преимущественно состоит из судов, возраст которых превышает 20 лет. Так, по информации Росрыболовства на конец 2014 года на балансе рыбоисследовательских НИИ числилось 74 единицы судов среднего и малого тоннажа, из которых 29 работали на пресноводных водоёмах и 45 – в море. Подавляющее большинство научных судов было старше 15 лет (61,3%) – 52 единицы, а 21 единица имеет возраст 30 лет и более (30,7%). В описываемую базу данных о НИС по состоянию на сентябрь 2016 года были внесены данные о 32 действующих рыбоисследовательских судах, из которых по-прежнему только одно было моложе 10 лет.

Следующий рисунок представляет распределение действующих российских НИС по возрасту (по годам постройки). Как видно из представленных данных, суда старше 20 лет, то есть построенные преимущественно в советский период, составляют почти 81% от общего количества. 

Примечателен "провал" в постройке исследовательского флота в постсоветский период, т. е. для судов возрастом от 5 до 20 лет. Причём больше половины из сданных в это время в эксплуатацию судов относятся к судам рыбоисследовательского комплекса. А вот океанографическое судно в этот период было построено только одно – небольшое, около 50 тонн водоизмещения, НИС "Ашамба", используемое в Южном отделении Института океанологии РАН.

Однако, в последнее время постройка исследовательского флота в целом активизировалась. Это обстоятельство также отражено на графике – за последние пять лет в России было построено 20 НИС различного назначения.

Рис. 1


Но из этого количества лишь одно представляет собой крупное гражданское специализированное судно. Это НЭС проекта 22280 "Академик Трёшников", созданное на "Адмиралтейских верфях" в С.-Петербурге. Судно было введено в эксплуатацию в 2012 году и предназначается для обеспечения работы Антарктической экспедиции.

Ещё два судна водоизмещением свыше 1000 тонн сданы в эксплуатацию за последние годы для военно-морского флота – это ОИС "Янтарь" и опытовое судно "Селигер", последнее может использоваться и для проведения океанографических работ. В остальном за последние несколько лет строились преимущественно суда небольшого тоннажа для нужд территориальных УГМС. Это суда проекта NS18-RGM водоизмещением около 45 тонн.

В целом же водоизмещение половины всех эксплуатируемых в настоящее время российских морских НИС не превышает 1000 тонн. Более подробно количество научно-исследовательских судов разного водоизмещения отображено на следующем рисунке.
Рис. 2


Крупных судов в исследовательском флоте России осталось немного. С учётом океанографических исследовательских судов ВМФ всего в базу было включено 17 судов водоизмещение от 5000 тонн и больше. При этом возраст 15 из них превышает 25 лет. А возраст 6 судов из этой выборки составляет от 41 года до 44 лет. Таким образом отечественный исследовательский флот, способный вести длительные комплексные научные работы в открытом море, морально и физически устарел.

В настоящее время в исследовательском флоте России числится только 4 НИС водоизмещением свыше 10 тыс. тонн. Это дизель-электроход "Михаил Сомов", который последние годы, кроме научных исследований, занимался в Арктике перевозками грузов и пассажиров. НИС "Профессор Хлюстин" используется в программах Русского географического общества на Дальнем Востоке. Два других крупных судна, более 16 тыс. тонн водоизмещения каждое, "Академик Трёшников" и "Академик Фёдоров", принадлежат ААНИИ. Самое молодое судно из четырёх - это "Академик Трёшников", оно было сдано в 2012 году.

Рис. 3
Научно-экспедиционное судно "Академик Трёшников"


Все научно-исследовательские суда, построенные за последние 4-5 лет, были созданы на различных российских судостроительных заводах. Такое положение дел с обновлением научного флота кардинально отличается от ситуации советского периода, когда, помимо отечественных судостроительных предприятий, НИС строились на польских, восточно-германских и финских верфях. Всего же из числа НИС, вошедших в строй до 1991 года, с учётом ныне списанных и вспомогательных, но за исключением судов военной гидрографии, на советских судостроительных мощностях был построено 51%. Подробнее распределение НИС по странам-судостроителям представлено на следующем рисунке.
Рис. 4


Ещё нагляднее роль иностранных судостроителей в формировании научно-исследовательского флота нашей страны в советский период становится видна, если проанализировать записи в базе данных по НИС, которые в настоящее время оказались уже списаны или выведены из эксплуатации. Среди таких судов 2/3 составляет продукция иностранных верфей. Результаты этого анализа показаны далее в таблице.

Табл. 2
Распределение отечественных НИС, списанных к сентябрю 2016 года, 

по странам постройки

Страна-судостроитель
Количество судов (ед.)
Польша
18
СССР
9
Канада
2
Финляндия
1

Таким образом среди списанных НИС больше всего оказалось судов польской постройки. Так пошла на списание серия океанографических исследовательских судов УНИО ВМФ проектов 850 и 852 постройки 1960-х – 1970-х годов и два судна проекта В-86 постройки 1980-х годов, работавшие на Дальнем Востоке. В Канаде в 1970-х годах были построены 2 обитаемых подводных аппарата типа "Пайсис", работавшие в Институте океанологии РАН и ныне превращённые в музейные объекты. Построенное в Финляндии НИС "Вадим Попов" работало на Дальнем Востоке, а в 1990-е годы было переделано в транспорт для перевозки автомобилей.

Стратегическое планирование развития научно-исследовательского флота РФ
Как показано выше, современная численность и техническое состояние судов научно-исследовательского флота Российской Федерации не удовлетворяют уровню насущных требований по изучению МО и задачам освоения минеральных ресурсов на шельфе и морских биоресурсов. В частности, на сайте Федерального агентства по рыболовству прямо выражается убеждённость в том, что для обеспечения выполнения плана ресурсных исследований и государственного мониторинга океанов и морей в ближайшее время необходимо модернизировать и обновить большую часть научно-исследовательского флота. Постановка подобных целей является актуальной и для остальных ведомство, гражданских и военно-морских, занимающихся океанографической или родственной морской проблематикой. При этом, как отмечено, например, в Федеральной целевой программе "Развитие гражданской морской техники в 2009-2016 году", именно государство формирует заказ на строительство судов для нужд научно-исследовательской деятельности, для аварийно-спасательной службы и ледокольного флота.

Стратегические направления деятельности Российской Федерации в МО определяются в нескольких документах программного характера. Это в первую очередь Морская доктрина Российской Федерации до 2020 года утверждённая Президентом РФ 27.07.2001 года. В связи с изменениями общей политической ситуации, в том числе с возвращением Крыма и Севастополя в состав России, подготовлена новая редакция Морской доктрины – на период до 2030 года. 

В Морской доктрине проведению комплексных морских научных исследований в интересах Российской Федерации в открытом море, в исключительной экономической зоне и на шельфе уделяется достойное место. Соответственно, исследования морской среды, ресурсов и пространств МО, развитие научно-исследовательского флота и морского научного приборостроения объявляются в ряду долгосрочных задач морской деятельности страны.

08.12.2010 года была утверждена разработанная на основе Доктрины Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года. Третьим основным для морской деятельности документом является Федеральная целевая программа "Мировой Океан" на период 2016-3031 годов, утверждённая 22.06.2015 года.

Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации на период до 2030 года, утверждённая в декабре 2010 года, уточняет и развивает положения, изложенные в Морской доктрине. Прогнозные значения целевых показателей по строительству научно-исследовательского флота РФ и некоторых других видов морской деятельности из Стратегии на период 2013-2020 годов показаны в следующей таблице.
Табл. 3


Некоторые целевые показатели развития морской деятельности 
Российской Федерации на период 2013-2020 годов


(из Приложения к Стратегии развития морской деятельности 
Российской Федерации на период до 2030 года)
Показатель
Ответственное ведомство
Значение показателя
Строительство научно-исследовательских и экспедиционных судов (единиц, нарастающим итогом)
Минприроды России
16
Строительство и модернизация научно-исследовательских судов для геолого-геофизических исследований в Арктике, Антарктике и Мировом Океане (единиц)
 Минприроды России
3
Количество вновь созданных гидрографических судов и средств измерения (единиц)
Минобороны России
7 и 97
Количество автоматизированных стационарных комплексов, дрейфующих и дистанционных платформ морского и аэрокосмического базирования для наблюдений за состоянием океана и атмосферы (единиц)
Минприроды России
22
Количество действующих российских антарктических станций и полевых баз (единиц)
Минприроды России
10
Количество комплексных морских научных и рыбопромысловых экспедиций (единиц)
Минобрнауки России, Минприроды России, Росрыболовство
113
Экономический эффект от использования гидрометеорологической информации (млрд. рублей)
Минприроды России 
4,1

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что среди ответственных структур, представленных в таблице, отсутствует РАН, хотя бы даже через посредство Федерального агентства научных организаций (ФАНО), которое по новым положениям, должно управлять имуществом академических учреждений. Министерство природных ресурсов и экологии РФ (https://www.mnr.gov.ru), представленное основным заказчиком строительств НИС и морской экспедиционной деятельности, участвует в этой работе через агентство Росгидромет (http://www.meteorf.ru).

В концепции Федеральной целевой программы "Мировой Океан" на период с 2016 по 2031 годы для количества строящихся НИС взамен выбывающих приводятся несколько иные показатели, чем даны выше. Как следует из этих цифр, приведённых в следующей таблице, ФЦП "Мировой Океан" не предусматривает развития исследовательского флота, но только поддержание имеющейся численности судов на некотором (уже сейчас недостаточном) уровне.
Табл. 4


Целевые показатели пополнения флота НИС Российской Федерации
(взамен выбывающих) на период 2016-2031 годов
(из Концепции ФЦП "Мировой Океан")

Этап выполнения
Федеральной целевой программы
Количество
НИС по оптимальному варианту
Количество НИС по умеренному варианту
1-й (2016 г. – 2021 г.)
7
4
2-й (2022 г. – 2026 г.)
1
1
3-й (2027 г. – 2031 г.)
1
-

При этом в ФЦП признаётся, что при реализации умеренного варианта программы "исключаются экспедиционные исследования в отдаленных, но стратегически важных районах Атлантического и Тихого океанов, включая соответствующие секторы Южного океана. Продолжатся исследования только в арктических, дальневосточных и южных морях России, а также работы в северо-восточной Атлантике, важные для изучения происходящих климатических изменений в Арктике и на европейской территории России". 

Не будут выполнены такие задачи, как обеспечение присутствия России в отдаленных районах Мирового Океана, исследование глубоководных акваторий морского дна, участие в международных программах по исследованию Мирового Океана и ряд других". То есть исполнение ФЦП "Мировой Океана" по умеренному варианту фактически будет означать плавание российских НИС преимущественно в прибрежных районах и постепенную утрату российской океанографической наукой своего международного авторитета.

Обновление научно-исследовательского флота, проекты новых судов

Сильно уменьшившийся в числе за постсоветский период истории страны, морально и физически устаревающий флот российских НИС нуждается в срочном и масштабном обновлении. Проектирование и строительство судов – длительный процесс, который может занимать несколько лет от начала проектирования до момента приёмки судна в эксплуатацию. Для того чтобы процесс обновления исследовательского флота был результативным и обеспечил российской морской науке достойное её место, требуется ясное видение на государственном уровне основных направлений развития океанологии и смежных областей научных исследований. Это видение необходимо для выбора судостроительных проектов, наилучшим образом удовлетворяющих возникающим исследовательским задачам.

Основные подходы к проектированию НИС предлагаются в статье 2012 года "Классификация и общие требования к проектированию научно-исследовательских судов" и в автореферате диссертации "Развитие универсальных океанографических судов (1961-2002 гг.)" к. т. н. С. М. Смирнова. В первом источнике, в частности, высказывается соображение о целесообразности проектирования НИС катамаранного типа и оснащения судов дистанционно управляемыми подводными робототехническими комплексами. Но в диссертации С. М. Смирнова подчёркивается, что что практически сформировавшийся на сегодня оптимальный облик НИС представляет собой однокорпусное судно водоизмещением 2500 - 3500т, с полными обводами корпуса, небольшим отношением длины к ширине (4,7 - 5,7), удлиненным асимметричным баком, одной удлиненной разновысотной надстройкой и широкой транцевой кормой. На его борту дополнительно может устанавливаться две - четыре модульных лаборатории в контейнерном исполнении.

Далее перечислены несколько крупных кораблестроительных проектно-конструкторских бюро (ПКБ), которые работают в настоящее время в России.
- Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин", ОАО;
- Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения "Малахит", ОАО;
- Центральное конструкторское бюро "Айсберг", ОАО;
- "Крыловский государственный научный центр", ФГУП;
- Невское проектно-конструкторское бюро, ОАО;
- Северное проектно-конструкторское бюро, ОАО;
- Зеленодольское проектно-конструкторское бюро, ОАО;
- Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева, ОАО;
- Центральное морское конструкторское бюро "Алмаз", ОАО.

Но далеко не во всех этих ПКБ разрабатывается тематика проектирования НИС или технических систем для изучения МО.

Ряд концептуальных проектов новых НИС разрабатывался в рамках Федеральной целевой программы "Развитие гражданской морской техники на 2009 – 2016 годы". В интернет также содержатся сведения о том, какие новые научно-исследовательские суда создаются в российских судостроительных ПКБ и закладываются на российских верфях. Ниже представлены основные сведения о нескольких таких проектах последнего времени.

15 сентября 2016 года ОАО "Пелла", судостроительное предприятие расположенной в Ленинградской области, сообщило, что на его стапеле для Главного управления глубоководных исследований ВМФ было заложено океанографическое исследовательское судно 1 ранга проекта 16450, получившее название "Академик Агеев". Разработку проекта выполнило АО "Северное проектно-конструкторское бюро" (http://www.severnoe.com). Технической информации по данному проекту открытые источники не сообщают. 

Рис. 5
Эскиз внешнего вида ОИС проекта 16450 "Академик Агеев"


ЦКБ "Балсудопроект" (филиал ФГУП "Крыловский государственный научный центр)" в последнее время разрабатывало несколько проектов научно-исследовательских и научно-экспедиционных судов по заказам Министерства промышленности и торговли. Одним из этих проектов является технический проект многоцелевого судна (пр. 23430), предназначенного для выполнения широкого комплекса научно-исследовательских, экологических и инженерно-изыскательских работ с целью поиска полезных ископаемых, в том числе нетрадиционных.

Рис. 6

Перспективное научно-исследовательское судно проекта 23430
(разработка ЦКБ "Балсудопроект")


Следующей разработкой "Балтсудопроект" является технический проект морского многофункционального научно-исследовательского судна (пр. 23390) неограниченного района плавания, включая арктическую акваторию. Водоизмещение судна составит 7662 тонны. Оно предназначено для проведения различных научно-исследовательских работ как фундаментального, так и прикладного значения, в том числе гидрофизических, гидрохимических, биологических, метеорологических, геофизических, геологических и других видов исследований. По проекту судно должно оснащаться как стационарными, так и модульными лабораториями.

Рис. 7
Перспективное научно-исследовательское судно проекта 23390
(разработка ЦКБ "Балсудопроект")


В современном портфеле проектов ЦКБ"Балтсудопроект" имеется представленный на следующем рисунке концептуальный проект большого научно-экспедиционного судна нового поколения для снабжения арктических исследовательских станций и исследования арктического шельфа. Предполагается, что это судно будет построено для замены морально устаревшего научно-экспедиционного судна "Михаил Сомов".

Рис. 8
Перспективное научно-экспедиционное судно для Арктики


Также разработан концептуальный проект большого морского арктического научно-исследовательского судна для выполнения комплексных гидрометеорологических, гидрологических и ледовых исследований в условиях арктических морей, получения информации для долгосрочных и оперативных прогнозов погоды; для обеспечения гидротехнического строительства и для эффективного решения транспортных задач.

Для проведения морских биоресурсных исследований "Балтсудопроект" предлагает проект научно-исследовательского судна ледового класса и неограниченного района плавания. Судно будет способно выполнять океанографические и рыбохозяйственные исследования, вести тралово-акустические съёмки, а также вылов рыбы в научных целях.

Рис. 9
Перспективное научно-исследовательское судно для исследования морских биоресурсов (разработка ЦКБ "Балсудопроект")


Наибольшая длина этого судна составит 84 метра, ширина 16,5 метров, осадка 7,2 метра. По утверждению заместителя начальника - главного конструктора по перспективному проектированию ЦКБ "Балтсудопроект" А. Сальникова, аналогов подобному судну в мире на настоящий момент нет.

Ещё одним проектом Крыловского центра является уже не технический, а эскизный проект малого морского научно-исследовательского судна на воздушной подушке. Это судно водоизмещением 240 тонн рассчитано на работу в зоне прибрежного мелководья. Для выполнения геолого-геофизических исследований, биологических, экологических работ, для выполнения инженерно-геологических изысканий судно будет оснащаться контейнерными лабораторными модулями.

Компания "Хотча морское проектирование" сформировала целый портфель проектов современных НИС, которые предназначены главным образом для исследования морских биоресурсов в интересах промышленного рыболовства и решения некоторых других сопутствующих задач. 

В качестве примера приведём краткое описание одного из таких проектов. НИС проекта 50010 разработано для выполнения комплекса научно-исследовательских работ в области промрыболовства, океанологии и биологии на основе экосистемного подхода. Внешний вид судна представлен на следующем рисунке.

Рис. 10
Рыбоисследовательское судно (проект "Хотча инжиниринг")


Предполагается что судно данного проекта будет выполнять следующий комплекс исследовательских задач:
- многовидовые тралово-акустические съемки по оценке запасов гидробионтов;
- изучение океанологических условий формирования биологической и промысловой продуктивности вод в районах исследований;
- мониторинг среды обитания промысловых гидробионтов;
- оценка состояния и характера распределения кормовой базы, пищевой обеспеченности основных промысловых рыб;
- исследования поведения и сбор материалов для оценки запасов водных гидробионтов с помощью телеуправляемого подводного аппарата;
- картирование дна на обследуемой акватории;
- освоение новых рыбопоисковых методов и приборов; 
- технологические исследования в области переработки гидробионтов.

Несколько проектов исследовательских судов предлагает к реализации и Объединённая судостроительная компания (ОСК) (http://www.oaoosk.ru/). Среди них судно сейсмической разведки, эскиз внешнего вида которого показан на следующем рисунке.

Рис. 11
Судно сейсмической разведки (проект ОСК)


Технические характеристики проекта следующие - длина корпуса – 100 метров, ширина 28 метров, осадка 7,5 метров. Специальное оборудование состоит из 16 сейсмкос.

Два других проекта НИС из портфеля ОСК нацелены на изучение морских биологических ресурсов. Первый проект – судно для мониторинга морских биоресурсов и экологического состояния морских акваторий имеет следующие основные характеристики. Длина – 83 метра, ширина корпуса – 33 метра, осадка 4,7 метра. Оснащено это судно будет, очевидно, лабораториями биологического и химического профиля. Второй из предлагаемых корпорацией проектов – НИС для проведения комплексных рыбоисследовательских работ в антарктическом бассейне. На следующем рисунке показан эскиз внешнего облика этого судна.

Рис. 12
НИС для комплексных рыбохозяйственных исследований в Антарктике
(проект ОСК)


По замыслу проектантов данное судно предназначено для выполнения следующих видов работ: 
- выполнение многовидовых тралово-акустических съемок по оценке запасов водных гидробионтов;
- изучение океанологических условий формирования биологической и промысловой продуктивности вод в районах исследований;
- оценка состояния и характера распределения кормовой базы, пищевой обеспеченности;
- картирование рельефа дна на обследуемой акватории;
- освоение новых рыбопоисковых методов и приборов.

Данный проект обладает следующими основными техническими характеристиками - длина корпуса судна 78 метров, ширина корпуса 16 метров, осадка 6 метров. Судно будет оснащено рыбопромысловым оборудованием и телеуправляемым подводным роботом.


Сравнение с зарубежным опытом проектирования и строительства НИС
Сравнение портфеля проектов российских ПКБ и проектов иностранных НИС, построенных в последние годы, позволяет отметить повышенное внимание судостроителей и проектировщиков к созданию судов для изучения морских биоресурсов и обеспечения рыболовного промысла. В частности, рыбоисследовательские суда составляют до половины всех судов, представленных в обзоре "Исследовательские суда - мировая статистика по прошлому (2012) году", составленного А. Абрамовой в 2013 году.

В работе российских ПКБ видна такая же тенденция. Пять из шести проектов НИС, представленных на сайте "Хотча морское проектирование", это суда, предназначенные для исследования и освоения биоресурсов. ЦКБ "Балсудопроект" и Объединённая судостроительная корпорация (ОСК), наряду с другими проектами НИС, также обязательно предлагают проекты крупных рыбоисследовательских судов с длиной корпуса около 80 метров и шириной около 16 метров.

Как видно из Таблицы 1 в ряду действующих российских морских НИС рыбоисследовательские суда также занимают очень важное место, наряду со специализированными судами геолого-геофизического профиля. Долю, практически не меньшую, чем океанографические суда, предназначенные для проведения комплексных исследований режима вод МО и его связей с процессами в атмосфере. Но в рассмотренных портфелях новых отечественных проектов НИС собственно океанографические суда оказываются явно не на первых позициях. Вероятно, можно говорить о закреплении в российском судостроении тенденции к прагматической отраслевой специализации в разработке и строительстве НИС.

Строительство судов, тем более уникальных или малосерийных, процесс длительный и дорогостоящий. Тем важнее становится ясное понимание задач исследования МО, выбор основных направлений строительства НИС. Таким образом, роль организационных и управленческих факторов в развитии научного флота увеличивается. К сожалению в последнее время, по крайней мере в отношении исследовательского флота РАН, организационный фактор играет, скорее, отрицательную роль. После принятия решения об образовании Федерального агентства научных организаций (ФАНО) (http://fano.gov.ru/ru/), которое призвано было оптимизировать и отрегулировать использование имущественных комплексов академических институтов, возник ряд конфликтов между этим агентством и структурами РАН. В частности, конфликт между ФАНО и Дальневосточным отделение РАН по поводу организации ремонта в Китае научно-исследовательских судов "Академик Борис Петров " и "Академик Страхов". Обстоятельства этого конфликта активно обсуждались в прессе и интернет в 2015 году. 

Приходится признать, что общее положение дел с обновлением и развитием российского научно-исследовательского флота неудовлетворительно, за исключением строительства судов для гидрографической службы ВМФ РФ. В мае 2015 года в Калининграде было сдано флоту океанографическое исследовательское судно "Янтарь" водоизмещением свыше 5700 тонн. В настоящее время заложено судно "Алмаз" аналогичного проекта 22010, которое должно войти в строй в 2019 году. В 2016 году запланирована сдача опытового судна "Ладога" проекта 11982, предназначенного как для испытаний специальных технических средств, вооружения и военной техники, так и для проведения научно-исследовательских и океанографических работ. Судно аналогичного проекта "Ильмень" заложено на стапель. На Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь" строится океанографическое исследовательское судно "Евгений Горигледжан", которое, среди прочих видов работ, сможет вести океанографическую съёмку придонного слоя моря, и нести на борту обитаемые подводные аппараты.

Возможно, что обновление флотилии гидрографических и океанографических исследовательских судов ВМФ послужит примером для строительства новых и модернизации существующих гражданских НИС. Особенно в этом нуждается исследовательская флотилия Российской Академии наук, чьи действующие суда уже почти все старше 30 лет. Однако для того, чтобы флот российских НИС всех морских ведомств развивался с учётом перспективных требований, необходимо ясное представление о целях России в МО, представление более конкретное, чем это есть на сегодня. Без такого представления развивать научно-исследовательский флот будет затруднительно.

Научно-исследовательский флот и другие средства изучения Мирового Океана
Ещё пионер морских подводных исследований Ж.-И. Кусто считал, что полноценное изучение природы МО невозможно с помощью одних только надводных судов. Научно-технический прогресс последних десятилетий предлагает для изучения МО набор разнообразных инструментов, который позволяет выстроить многоуровневую систему мониторинга и исследований.

В числе первых исследователей, предложивших концепцию синхронного многоуровневого изучения акватории моря с применением средств дистанционного зондирования и корабельных средств, были сотрудники лаборатории космической океанографии Ленинградского отделения ГОИН (сейчас СПО ГОИН). В 1982 году ими совместно с исследователями Института мореведения АН ГДР на Балтийском море был проведён Комплексный океанографический подспутниковый эксперимент с использованием спутниковой информации, съёмок самолётов-лабораторий и морских океанографических съёмок. Эти и другие работы аналогичного направления позволили предложить концепцию своеобразной "этажерки", когда средства наблюдения, использующие разные физические принципы для получения информации о состоянии моря, располагаются на разных уровнях, но работают синхронно и по одной акватории. В самом полном виде "этажерка" может включать в себя следующие уровни наблюдения.

Дистанционные средства наблюдения

- Космические средства (искусственные спутники Земли и орбитальные космические станции),
- Авиационные средства (самолёты-лаборатории и другие носители – БПЛА, аэростаты).

Надводные средства наблюдения
    - НИСы,
    - Якорные буйковые станции и дрейфующие океанографические буи,
    - Плавучие исследовательские платформы.

Подводные средства наблюдения
- Обитаемые подводные аппараты (исследовательские подводные лодки),
- Телеуправляемые подводные аппараты и роботы.

В задачу настоящего обзора не входит полный анализ освещения в интернет состояния деятельности по разным уровням "этажерки" применительно к современным российским условиям. Однако, можно кратко упомянуть разработку подводных робото-технических комплексов в таких организациях как ОКБ океанологической техники РАН (http://www.edboe.ru), группа компаний "Тетис" (http://www.tetis-group.ru), Центр по проектированию, изготовлению и испытаниям глубоководных подводных аппаратов, открывшийся во Владивостоке в 2015 году. И само собой, подводная робототехника активно развивается во всём мире. Многие современные НИС уже оснащаются телеуправляемыми подводными аппаратами и оборудуются водолазными станциями. 

Представляется целесообразным, чтобы при разработке новых проектов НИС в состав судового оборудования сразу закладывались возможности оперативного взаимодействия со всеми уровнями "этажерки" при выполнении океанографических съёмок.

1 комментарий: