понедельник, 14 июля 2014 г.

Намерения российского правительства укрепить позиции отечественного военного кораблестроения на рынке военного экспорта похвальны. Но этот рынок достаточно узок. Можно выделить несколько групп стран теоретически могущих приобретать корабли и суда для своих ВМС. Первая группа - приморские бывшие республики СССР. Но Прибалтика - полностью под натовским контролем и это не наш клиент. 

В черноморском бассейне есть две постсоветских территории - Украина и Грузия. Грузинские ВМС были разгромлены и уничтожены в ходе грузино-абхазского конфликта в августе 2008 года. Остатки катеров, насколько известно, были переведены в состав грузинской погранслужбы. Нечто похожее произошло с ВМСУ. При воссоединении Крыма с Россией весной 2014 года значительная часть часть находившихся в Крыму судов, кораблей и частей ВМСУ перешли на сторону России. Избежал этой участи наиболее крупный корабль, отошедший к Украине при разделе ЧФ СССР - сторожевой корабль (фрегат) "Гетман Сагайдачный". Во время перехода Крыма под российскую юрисдикцию это корабля не было в главной базе Севастополе и его киевские власти смогли позже перевести в Одессу. Также в Одессу и частично в Мариуполь ушли многие катера украинской погранслужбы. Однако через некоторое время часть их команд вернулась в Севастополь, а Мариуполь является городом Донбасса и находится в зоне боевых действий. Т. е. штатное использование катеров невозможно. Зато стало использование неких катеров ополченцами Донецкой народной республики (ДНР) для нападений на блок-посты украинских карателей.

Несмотря на то, что решением российских властей суда и корабли ВМСУ задержанные в Крыму, но не перешедшие под российское командование, возвращаются Украине, ВМСУ как организованная вооруженная сила прекратили своё существование.

Оголтелая антироссийская политика и пропаганда киевских властей, расцвет фашизма на Украине, острейший политический кризис рубежа 2013-2014 годов (т. н. "майдан"), перешедший в гражданскую войну в Донбассе, в обозримом времени делает принципиально невозможным любое, даже намечавшееся ранее, сотрудничество России и Украины в области судостроения и военно-морской деятельности на Чёрном море.

Попытки Украины самостоятельно развивать судостроение терпят крах. Единственный пример практического серийного строительства к в 2013-2014 годах - заказ компанией "Нибулон", производителем сельхозпродукции, буксиров и барж для транспортировки зерна.

Ещё в конце 2011 года было объявлено, что в 2012 году начнётся исполнение целевой программы строительства к 2021 году четырёх
корветов национального проекта 58250, шифр "Гайдук". Общая стоимость проекта составляла примерно 1,375 млрд долларов. Вооружение и многое из оборудования - иностранное: французское, итальянское, американское. Программа должна была реализовываться на мощностях Черноморского судостроительного завода, в 2009 году выигравшего тендер Минобороны. Первый корвет был заложен здесь в начале 2011 года, однако работы по строительству повисли из-за отсутствия в казне средств. Правительство даже разворачивало кампанию по сбору денег с населения, примерно так как весной 2014 года призывали украинцев скидываться на армию.

Естественно, что мыльный корветный пузырь лопнул. 23.07.2014 года по СМИ распространилось сообщение украинского правительства о "временной" приостановке строительства серии. Головной корабль так и остался на стапеле недостроенным. Фактически это было вынужденное признание провала программы. Ведь даже построить для речных сил на Дунае серию бронекатеров типа "Гюрза", куда более простых кораблей, Украина оказалась не в состоянии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий