Каспийский военно-морской театр - игроки и возможности
Туркмения
На Каспийском море следующие страны теоретически могут быть объектом для экспорта кораблей из России: Казахстан, Туркмения, Азербайджан, Иран.
У туркмен самые серьёзные корабли это два ракетных катера пр. 12418, шифр "Молния" построенных в России в 2011 году на Средне-Невском СЗ. Остальное в туркменском "флоте" - патрульные катера и мелкие вспомогательные суда, преимущественно российской и турецкой постройки. Фактически ВМС для Туркмении что-то вроде белого верблюда - предмет статусный, но не слишком нужный.
На Каспийском море следующие страны теоретически могут быть объектом для экспорта кораблей из России: Казахстан, Туркмения, Азербайджан, Иран.
У туркмен самые серьёзные корабли это два ракетных катера пр. 12418, шифр "Молния" построенных в России в 2011 году на Средне-Невском СЗ. Остальное в туркменском "флоте" - патрульные катера и мелкие вспомогательные суда, преимущественно российской и турецкой постройки. Фактически ВМС для Туркмении что-то вроде белого верблюда - предмет статусный, но не слишком нужный.
Катер пр. 12418 "Молния", источник - Средне-Невский СЗ |
Казахстан
ВМС Казахстана выглядят представительнее туркменских. И на данное время пополняются преимущественно за счёт собственных судостроительных мощностей.
ВМС Казахстана выглядят представительнее туркменских. И на данное время пополняются преимущественно за счёт собственных судостроительных мощностей.
Основу составляют три ракетно-артиллерийских катера пр. 250 "Барс-МО", построенные на казахстанском заводе "Зенит" в г. Уральске (входит в группу АО "Национальная компания "Казахстан инжиниринг"). В основе казахского проекта РАК водоизмещением 240 тонн лежит проект пограничного патрульного катера пр. 21180 (пр. 300 "Барс"), ранее разработанный в Северном ПКБ "(С.-Петербург). По имеющейся информации в 2015 году завод Зенит" собирается построить ракетно-артиллерийский катер "Супер-Барс", который, очевидно, является дальнейшим развитием проекта 250. Также завод "Зенит" строит по пр. 300 катера типа "Сардар" для казахской погранслужбы.
Судя по тому, что казахские катера имеют на вооружение реактивные установки залпового огня и украинские управляемые ракетные комплексы "Барьер-ВК", они предназначены главным образом для действий по берегу, например при поддержке высадки десанта. Вторая по важности группа кораблей в ВМС Казастана - это десантные катера американской постройки, переданные казахам в 2009 году.
По сообщению британского издательства военного направления Jane's Россия предлагает Казахстану для усиления военно-морского потенциала построить малые артиллерийские корабли пр. 21632, шифр "Торнадо". На них могут быть установлены реактивные системы залпового огня А-215 "Град-М», противокорабельные ракеты "Яхонт" или "Уран-Э", зенитные ракетные системы "Гибка", а также артиллерийские установки калибра 100 миллиметров и пулеметы калибра 14,5 миллиметра. Но в данном тендере России придётся соревноваться с другими странами, в частности с Китаем и Южной Кореей.
МАК пр. 21632, "Торнадо", источник - ОСК |
Пока же Казахстан заказал на Средне-Невском судостроительном заводе тральщик пр 10750Э водоизмещением 165 тонн с полностью стеклопластиковым корпусом. Корабль должен быть построен через год, осенью 2015 года.
Наконец, неподалёку от порта Актау Казахстан намерен построить новую верфь по строительством военных кораблей и гражданских судов для работы в районах нефтегазопромыслов.
Азербайджан
ВМС Азербайджана производит более основательное впечатление, по сравнению с казахскими. Крупнейшим кораблём числится сторожевой (противолодочный) корабль "Qusar"пр. 159А с полным водоизмещением свыше 1100 тонн. Прочий боевой корабельный состав включает торпедные и сторожевые катера, тральщики и малые десантные корабли.
Азербайджан в постсоветский период достаточно сильно ориентируется на Турцию, поэтому имеет корабли турецкой постройки.
Дальше - больше. В июне 2014 года турецкая компания STM подписала с Азербайджаном и Казахстаном протокол о намерении строить на Каспии военную верфь. В частности речь может пойти о последующем строительстве на этом предприятии корветов проекта "Milgem". А 18.07.2014 года в бакинском поселке Тюркан на базе Береговой охраны Госупогранслужбы Азербайджана открылось новое судостроительное предприятие, которое будет работать в интересах этого ведомства.
В области гражданского судостроения Азербайджан также идёт по пути создания собственных мощностей. Весной 2014 года в Баку заработала новая судоверфьBaku Shipyard LLC. На начальном этапе её продукция - это катера проекта 38М сrew boat, разработанные в Сингапуре и предназначенные для перевозки персонала морских нефтегазовых сооружений.
Иран
Основные интересы ВМС Ирана сосредоточены в Персидском заливе, на Каспии из морских сил имеются только легкие пограничные катера. Иран многое строит сам и не является перспективным партнёром для экспорта кораблей. Хотя страна уже не находится под действием международных санкций, теперь под американские и ЕСовские санкции попала Россия. О санкциях, в частности, в отношении Объединённой судостроительной корпорации (ОСК), было объявлено 30 июля 2014 года. Хотя там прямо нет ни слова о противодействию сотрудничеству в области судостроения, например с Ираном, такое направление экспорта мало возможно.
Таким образом Каспийский бассейн выглядит практически бесперспективным в части экспорта военных кораблей и судов из России.
Наконец, неподалёку от порта Актау Казахстан намерен построить новую верфь по строительством военных кораблей и гражданских судов для работы в районах нефтегазопромыслов.
Азербайджан
ВМС Азербайджана производит более основательное впечатление, по сравнению с казахскими. Крупнейшим кораблём числится сторожевой (противолодочный) корабль "Qusar"пр. 159А с полным водоизмещением свыше 1100 тонн. Прочий боевой корабельный состав включает торпедные и сторожевые катера, тральщики и малые десантные корабли.
Азербайджан в постсоветский период достаточно сильно ориентируется на Турцию, поэтому имеет корабли турецкой постройки.
Дальше - больше. В июне 2014 года турецкая компания STM подписала с Азербайджаном и Казахстаном протокол о намерении строить на Каспии военную верфь. В частности речь может пойти о последующем строительстве на этом предприятии корветов проекта "Milgem". А 18.07.2014 года в бакинском поселке Тюркан на базе Береговой охраны Госупогранслужбы Азербайджана открылось новое судостроительное предприятие, которое будет работать в интересах этого ведомства.
В области гражданского судостроения Азербайджан также идёт по пути создания собственных мощностей. Весной 2014 года в Баку заработала новая судоверфьBaku Shipyard LLC. На начальном этапе её продукция - это катера проекта 38М сrew boat, разработанные в Сингапуре и предназначенные для перевозки персонала морских нефтегазовых сооружений.
Иран
Основные интересы ВМС Ирана сосредоточены в Персидском заливе, на Каспии из морских сил имеются только легкие пограничные катера. Иран многое строит сам и не является перспективным партнёром для экспорта кораблей. Хотя страна уже не находится под действием международных санкций, теперь под американские и ЕСовские санкции попала Россия. О санкциях, в частности, в отношении Объединённой судостроительной корпорации (ОСК), было объявлено 30 июля 2014 года. Хотя там прямо нет ни слова о противодействию сотрудничеству в области судостроения, например с Ираном, такое направление экспорта мало возможно.
Таким образом Каспийский бассейн выглядит практически бесперспективным в части экспорта военных кораблей и судов из России.
Комментариев нет:
Отправить комментарий